«Использование ИКТ на уроках химии как способ повышения эффективности развития функциональной грамотности учащихся в рамках ФГОС»
Журибеда И.А.
Учитель химии
МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, егоорганизационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебновоспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где
использование компьютера: наглядное представление объектов и явлений микромира; изучение производств химических продуктов; моделирование химического эксперимента и химических реакций; система тестового контроля .
Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках.
1. Использование готовых электронных ресурсов
2. Использование презентаций
3.Использование ресурсов сети Интернет
4.Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
Я в своей работе использую несколько готовых ИКТ продуктов: электронные учебники,.“1С: Репетитор”, “Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, “Органическая химия Кирилла и Мефодия”, “Виртуальная лаборатория.8,9,10,11 класс”, а так же образовательные сайты infourok.ru , РЭШ.
Использование презентаций,позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебнозначимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Особое внимание хочу обратить на дистанционные олимпиады. Дистанционные олимпиады, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Эта форма работы предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке, выявлению и развитию склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Олимпиады направлены на развитие у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, формирование ценных практических навыков и умений, самореализацию личности учащихся.
В настоящее время Интернет предлагает большое количество дистанционных олимпиад, вот некоторые из них:
- Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
- Портал Всероссийских предметных олимпиад школьников (http://www.rusolymp.ru) - новости, история, задания, результаты, фотогалереи - от областного этапа до международных олимпиад
- Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ» Всероссийские олимпиады по естественным предметам https://fgostest.ru/
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ технологии считаются приоритетными технологиями, которые повышают эффективность обучения и развивают функциональную грамотность учащихся.
|