Учитель информатики: Л.В. Списова
2022-2023 уч г
Способы повышения эффективности развития функциональной
грамотности учащихся
На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:
- содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внеурочного, дополнительного образования;
- модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в обучении и воспитании.
Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.
На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):
Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе
Формирование и развитие ФГ
|
Создания условий по формированию и развитию ФГ
|
нормативно-правовые
|
кадровые
|
организационные
|
содержательные
|
Изменений в содержании
|
ООП
|
внеурочная деятельность
|
воспитательная работа
|
Изменения в технологиях
|
инструменты оценки сформированности ФГ
|
технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия
|
технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)
|
технологии и формы
воспитательной работы
|
метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады
|
При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности в феврале 2022 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):
Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы
Виды ФГ
|
Проверяемые компетенции
(кодификатор)
|
Выявленные дефициты
(результаты-умения)
|
ЧГ
|
Находить и извлекать информацию
|
извлечение множественных единиц информации
|
Интегрировать и интерпретировать информацию
|
причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев
|
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
|
точка зрения, оценка достоверности!
|
ЕНГ
|
Научное объяснение явлений
|
предложить прогноз, гипотезу
|
Применение методов естественнонаучного исследования
|
способы обеспечения надежности и достоверности данных
|
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
|
выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)
|
МГ
|
Формулировать ситуацию математически
|
создание математической модели
|
Применять математические факты, процедуры
|
анализ информации в различных формах
|
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
|
анализ методов решения, обобщение, проверка истинности
|
ФнГ
|
Выявление финансовой информации
|
умение искать, неумение анализировать
|
Анализ информации в финансовом контексте
|
планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов
|
Описание финансовых проблем
|
оценка вариантов решений, проверка достоверности
|
Применение финансовых знаний и пониманий
|
применение знаний без понимания
|
С учетом выявленных проблемных полей в школе необходимо организовать работу, через следующие виды деятельности:
- В рамках проекта Программы развития, где ведущим форматом выбрана внеурочная деятельность (с опорой на базовую предметность) разрабатываем проект «Учимся для жизни: внеурочная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности».
- Необходимо произвести коррекцию (разработку) Программы воспитания, Программы внеурочной деятельности
- Организовать работу ШМО: выявить профессиональные дефициты педагогов и учащихся, разрабатывать дорожные карты, собирать банк заданий и отбирать методические приемы.
- Чаще использовать возможности Целевой модели наставничества, электронных образовательных ресурсов РЭШ, «Просвещение», CERM, «Я-класс».
Безусловно, при отборе наиболее эффективных инструментов формирования функциональной грамотности приоритет отдан активным формам. Так, по направлению «финансовая грамотность», где школа имеет определенные успехи, наиболее востребованы интерактивные, игровые технологии, творческая мастерская, кейс-технологии, сinema-технология, технология развития критического мышления, проектные технологии.
Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности.
|