Величко А.Б. учитель физики МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Системно-деятельностный подход в работе по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся
В настоящее время все больше востребованы люди, умеющие быстро обучаться, решать возникшие проблемы, ставить вопросы и самостоятельно находить к ним ответы, делать выводы. В связи с этим задача современного учителя заключается в том, чтобы научить всему этому учащихся. Следовательно, учебную деятельность нужно строить так, чтобы у учащихся сформировались потребности, способности и навыки осуществления творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Каждый урок для ученика должен стать открытием новых знаний и получением новых умений. Именно такое направление легло в основу системно-деятельностного подхода к обучению.
Учитель на таких уроках не просто рассказывает детям новый материал, а указывает цель, ставит задачи и предлагает различные способы их самостоятельного решения. И лишь затем предлагает всем вместе обсудить данную тему. Такое обучение помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо правильно организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Важным моментом активного включения всех учащихся в учебную деятельность, является мотивация. Например, изучаем тему «Давление» и предлагаем объяснить ситуацию: необходимо спасти маленькую собачку, попавшую в полынью. Как это сделать так, чтобы не навредить ни себе, ни собаке? При изучении движения с ускорением просчитываем тормозной путь автомобиля при разных скоростях и разной погоде. Или при изучении звукового давления сначала ставим вопрос - зачем солдат перед выстрелом из пушки закрывает руками уши и открывает рот?
Наибольший уровень мотивации учащихся мы получим, если предложим им самостоятельно определить цели работы. При формулировке цели необходимо осознавать не только то, чего учащиеся хотят достичь, но и каким образом они могут это сделать. Сформулированные и записанные на доске задачи урока служат ориентиром для дальнейшей деятельности учащихся. К ним можно периодически возвращаться, ориентируясь на их достижение.
Особое значение в изучении предметов естественнонаучного цикла имеет исследовательский метод. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ как классных, так и домашних. Например, домашняя практическая работа: «Рассчитать массу воздуха в своей комнате», или «Определить влажности воздуха в спальне и на кухне, сравнить их и объяснить разницу»
Особое внимание нужно уделить школьным научным проектам. Именно здесь ученик с головой уходит в исследовательскую деятельность, он находит нужный материал, изучает, анализирует, обобщает, проводит опыты, делает выводы, готовит презентацию, а защищая свои проект, учащийся развивает устную речь, коммуникативные способности. В нашей школе сделано немало проектов по физике. Ребята выращивали и исследовали кристаллы, изучали влияние электромагнитных волн на рост различных растений, изготавливали и исследовали различные источники тока, создавали и исследовали галограммы, писали фантастические рассказы по физике и астрономии, изучали стоячие волны, делали и исследовали фигуры Хладни и многое другое.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Электронные образовательные ресурсы обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Практическая работа предполагает применение полученных знаний на практике. На всех уроках должна прослеживаться связь с жизнью, чтобы дети понимали, где могут применяться полученные знания и навыки.
Не менее важным в старших классах является подготовка к ГИА, поэтому при решении задач необходимо включать задания, которые встречаются на ОГЭ, ГИА |