Методическая тема МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»
в 2015-2016 учебном году:
«Создание условий для развития творческого потенциала всех субъектов образовательных отношений в гимназии в условиях внедрения и реализации ФГОС, с целью формирования всесторонне и гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, этнокультурному и гражданскому самоопределению на основе демократических, патриотических, культурно-исторических ценностей мировой культуры и традиций народов России».
Цель методической работы:
формирование системы методического обеспечения процесса непрерывного повышения педагогического мастерства для успешной реализации требований ФГОС второго поколения и воспитания высоконравственной и конкурентоспособной личности, способной адаптироваться в современном мире.
Задачи методической работы:
1) Реализация образовательной программы школы и Программы развития гимназии на период 2015-2016 годы;
2) Координация деятельности методических объединений по различным инновационным направлениям;
3) Оказание методической помощи по разработке учебно-программной и учебно-методической документации;
4) Внедрение эффективных образовательных и воспитательных технологий, направленных на реализацию требований ФГОС второго поколения;
5) Методическое сопровождение исследовательской, проектной, инновационной деятельности; стимулирование творческой инициативы педагогического коллектива;
6) Методической и организационное сопровождение аттестации педагогических кадров;
7) Выявление, обмен и диссеминация передового педагогического опыта;
8) Освоение и дальнейшее внедрение педагогами гимназии новейших педагогических технологий в соответствии с современными требованиями;
9) Организация, совершенствование, поддержка методической, исследовательской работы педагогов и обучающихся через участие в проектной деятельности и предметных олимпиадах, конкурсах;
10) Обеспечение единства и преемственности между ступенями при переходе к непрерывной системе образования в целях повышения качества обучения;
11) Активизация внеклассной работы по предметам с целью развития индивидуальных способностей, выявление одарённых, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Приоритетные направления методической работы гимназии:
- Работа с одаренными детьми.
- Информационно-методическое обеспечение.
- Работа с педагогическими кадрами, аттестация педагогических работников.
- Повышение квалификации педагогов: самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах.
- Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, публикации, разработка методических материалов.- Участие в конкурсах педагогического мастерства.
- Управление качеством образования, проведение мониторинговых мероприятий.
- Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
Формы методической работы гимназии:
- работа педсоветов;
- работа методического совета гимназии;
- методические объединения;
- работа педагогов над темами самообразования;
- работа проблемно-творческих групп;
- открытые уроки, мастер-классы;
- обобщение передового опыта учителей; внеклассная работа;
- участие в конкурсах, конференциях, семинарах;
- организация и контроль курсовой подготовки;
- предметные недели;
-школа молодого классного руководителя;
-методические консультации;
Организационное обеспечение:
1) обеспечение овладения педагогами гимназии информационных технологий и внедрения их в УВП;
2) работа по образовательной программе гимназии;
3) повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение единых методических дней, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
4) организация деятельности профессиональных объединений педагогов;
5) обеспечение связей с РОО (метод. работа) с образовательными учреждениями города;
6) совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
Технологическое обеспечение:
1) обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
2) внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на развитие личности ребенка;
3) совершенствование кабинетной системы;
4) укрепление материально-технической базы методической службы школы.
Информационное обеспечение:
1) обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
2) создание банка методических идей и наработок учителей гимназии;
3) разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям гимназии.
Создание условий для развития личности обучающегося:
1) разработка концепции воспитательного пространства гимназии;
2) психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы гимназии;
3) психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения;
4) изучение особенностей индивидуального развития детей;
5) формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
6) формирование у обучающихся навыков русского речевого этикета, оптимального диалога, повышения уровня бытового (обиходного) общения;
7) развитие ученического самоуправления;
8) создание условий для обеспечения профессионального самоопределения обучающихся.
Создание условий для укрепления здоровья обучающихся:
1) отслеживание динамики здоровья обучающихся;
2) разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровье сберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников;
3) совершенствование взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
Диагностика и контроль результативности образовательного процесса.
1) контроль за качеством знаний обучающихся;
2) совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний обучающихся;
3) совершенствование у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков, способов деятельности;
4) диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов.
Работа с образовательными стандартами:
- согласование календарно-тематических планов;
- преемственность в работе начальных классов и основного звена;
- методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
- методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
- формы и методы промежуточного и итогового контроля;
- отчеты учителей по темам самообразования;
· итоговая аттестация учащихся.
· На заседаниях методических объединений будут рассматриваться также вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание будет уделяться вопросам сохранения здоровья учащихся, изучаться тексты и задания контрольных работ, учебно-методические материалы. Будет проводиться анализ контрольных работ, намечаться ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений будут проводиться открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО гимназии за 2014-2015 учебный год, стоит задача совершенствования профессиональной компетентности, обучение педагогов новым технологиям, создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностям.
Работа педагогов над темами самообразования.
Для организации дифференцированной работы с педагогическими кадрами в школе организована работа по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальную тему по самообразованию.
У каждого учителя определена индивидуальная методическая тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, практикумов.
Индивидуальное самообразование будет осуществляться на основе собственных планов. Планы предусматривают : подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом. Завершаться самообразование будет анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы. Результатом самообразования будут являться открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на совещаниях ШМО, педсоветах, совещаниях при директоре.
1.Информационно – методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.
Цель: Обеспечить методическую поддержку деятельности педагогов по совершенствованию качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Методические семинары.
Тематика мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
|
ноябрь
|
Зам. директора по УВР Сущенко Л.Н. Руководители групп: Асеева И.А., Величко А.Б.
|
Формирование положительной мотивации к обучению у учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, как один из способов повышения качества учебно-воспитательного процесса».
|
декабрь
|
Руководители МО
|
Обеспечение роста профессиональной компетентности учителей как условие реализации развития личности учащихся
|
февраль
|
Зам. директора по УВР Сущенко Л.Н. Учителя: Мяскова Е.А., Смольская Е.В., Кочеткова Н.А., Стрельникова Т.Б., Земцова О.С.
|
Совершенствование деятельности педагогов школы по овладению методикой диагностирования учебной деятельности
|
февраль
|
Зам. директора по УВР Сущенко Л.Н. Учитель русского языка Окостко И.И.
|
Творческие отчёты по реализации методической темы.
|
апрель
|
Руководители проблемно – творческих групп.
|
Методические совещания
Тематика мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Организация деятельности учителей по подготовке учащихся 9,11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ.
|
Информирование учителей о плане и перечне мероприятий по подготовке учащихся 9,11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ.
|
В течение года
|
Зам. директора Синяпкина О.А.
|
Об итогах работ методических объединений за 1 полугодие.
|
Анализ работы МО за 1 полугодие
|
январь
|
Руководители МО и творческих групп
|
Организация работы с одарёнными детьми
|
Итоги работы методика подготовки
|
февраль
|
Руководитель группы Матвеева О.И.
|
Об учебно-методическом программном обеспечении учебного процесса в 2016-2017 учебном году.
|
Информирование об изменениях в учебном плане и программно-методическом обеспечении
|
май
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А.
|
Работа методических объединений (проблемно-творческих групп).
Тематика мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Планирование работы на 2015-2016 учебный год.
|
Составление плана работы над методической темой и проведение организационных, творческих, отчётных мероприятий.
|
сентябрь
|
Руководители МО
|
Участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, викторинах.
|
Организация участия и проведения олимпиад, конкурсов, викторин.
|
В течение года
|
Руководители МО
|
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный уровни).
|
Проведение школьного, муниципального туров олимпиад.
|
октябрь
|
Руководители МО, учителя предметники
|
Работа над методической темой.
|
Предварительный отчёт о работе над методической темой гимназии.
Подготовка к творческому отчёту учителей гимназии. Разработка плана участия в творческом отчёте учителей и обсуждение предварительных результатов работы над методической темой.
|
январь
март
январь
|
Руководители МО, зам. директора по УВР Сущенко Л.Н.
|
Результативность учебной деятельности за 1 полугодие
|
Анализ результатов промежуточной аттестации за полугодие
|
Руководители МО, зам директора по УВР Синяпкина О.А.
|
Подготовка материалов промежуточной аттестации. Подготовка к ГИА.
|
Подготовка материалов промежуточной аттестации учащихся.
|
апрель
|
Руководители МО, учителя предметники.
|
Анализ результатов за год.
|
Отчёт о работе над методической темой. Отчёт о выполнении плана работы МО и степени участия педагогов в реализации плана методической работы гимназии.
|
май
|
Руководители МО
|
- Работа с педагогическими кадрами.
Цель: Сопровождение профессионального роста педагогов. Обобщение и представление педагогического опыта.
Методическое сопровождение профессиональной деятельности вновь прибывших учителей.
Тематика мероприятия
|
Сопроводительная деятельность
|
Планируемый результат
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Собеседования
|
Планирование работы на 2015-2016 учебный год
|
Определение содержания деятельности
|
сентябрь
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н., Петрова О.А..
|
Анализ результатов посещения уроков.
|
Оказание методической помощи в организации урока.
|
В течение года.
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н., Петрова О.А..
|
Консультации
|
Работа учителя со школьной документацией.
|
Оказание методической помощи в исполнении функциональных обязанностей. Информирование о понятии компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
|
сентябрь
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н.
|
Подготовка и проведение промежуточной аттестации
|
декабрь
апрель
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н.
|
Анализ результатов профессиональной деятельности.
|
октябрь
май
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н.
|
Изучение способов проектирования и проведения уроков.
|
февраль
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н.
|
Собеседования
|
Изучение основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность
|
Информирование учителей о нормативных актах, на которых основывается профессиональная деятельность учителя.
|
Октябрь
|
Зам. директора по УВР Синяпкина О.А., Сущенко Л.Н.
|
Повышение уровня квалификации педагогических работников.
Тематика мероприятия
|
Сопроводительная деятельность
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Аттестация педагогических кадров
|
Подготовка и проведение аттестационных мероприятий. Экспертиза уровня профессиональной подготовки аттестуемых педагогов. Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов.
|
По графику
|
Зам. директора по УВР Сущенко Л.Н.
|
Прохождение курсовой подготовки
|
Обучение педагогических работников гимназии на курсах повышения квалификации.
|
По графику
|
Зам. директора по УВР Сущенко Л.Н.
|
Участие в муниципальных профессиональных конкурсах: «Учитель года», «Фестиваль педагогических идей», «Лучший урок», «Лучшая разработка ЦОР». Участие в региональном конкурсе» Учитель года 2016»
|
Реализация творческого потенциала педагогов.
|
По графику
|
Зам. директора по УВР Сущенко Л.Н.Руководители МО.
|
Презентация опыта работы
|
Информирование педагогов гимназии и их участие в профессиональных конкурса, смотрах. Публикация методических разработок. Представление результатов методической деятельности.
|
Согласно планам
|
Руководители МО.
|
2.Работа с учащимися.
Цель: Освоение эффективных форм организации образовательной деятельности обучающихся. Выявление и накопление успешного опыта работы педагогов в данном направлении.
Тематика мероприятия
|
Сопроводительная деятельность
|
Планируемый результат
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Школьный, муниципальный туры Всероссийской олимпиады школьников.
|
Проведение предметных олимпиад по предметам. Анализ результативности индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию.
|
Оценка результативности индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию.
|
Октябрь, ноябрь.
|
Руководители МО.
|
Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, участие в научно-практических конференциях.
|
Организация и проведение олимпиад, конкурсов, викторин, научно-практических конференций.
|
Оценка результативности индивидуальной работы с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию
|
В течение года
|
Руководители МО.
|
Гимназический конкурс «Ученик года»
|
Организация и проведение конкурса
|
|
Март-апрель
|
Зам. директора по ВР Петрова О.А., руководитель МО Матвеева О.И.
|
3.Управление методической работы.
Цель: Обеспечение контроля и анализа результатов исполнения плана методической работы.
Работа педагогических советов гимназии.
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет.
1.Управление введением ФГОС основного общего образования»
Цели педагогического совета: 1.Определение основных подходов к введению ФГОС
2.Оценивание результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Повестка дня:
1)Обновление деятельности учителя. 2)Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в свете ФГОС. 3)Система оценки достижения планируемых результатов.4) Технология оценивания.
2.Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения.
Цель педагогического совета:
Определение составляющих и этапов совершенствования профессиональной компетентности педагога.
Обучение анализу урока в соответствии с требованиями стандартов.
3.Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования. Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования.
4.Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся.
5.Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе
6.Результаты государственной итоговой аттестации в 9,11 классах.
Администрацией гимназии будут посещаться уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного мониторинга.
Основные цели посещения и контроля уроков:
1. Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
2. Анализ эффективности методических приёмов, формирующих прочность знаний учащихся.
3. Определение результативности организации методов и приёмов контроля за усвоением знаний учащихся.
4. Классно-обобщающий контроль.
5. Преемственность.
6. Аттестация педагогических работников.
7. Использование новых технологий.
8. Подготовка к итоговой аттестации учащихся.
План работы методического совета МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»
на 2015-2016 учебный год.
Цель учебно-методической работы:
Создание условий для целостного и устойчивого развития обучающегося, творческой созидательной деятельности педагогов, методическое обеспечение и сопровождение процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста.
№ п/п
|
Проводимые мероприятия
|
Сроки
|
Заседание 1.
|
- Задачи методической работы по повышению эффективности и качества образовательного процесса в 2015-2016 учебном году.
- Рассмотрение плана работы методических объединений.
- Согласование вопросов повышения квалификации.
- Единые нормы оформления документации.
- Рассмотрение и согласование рабочих программ, программ элективных курсов и планов воспитательной работы
- Организация работы с одарёнными учащимися.
- Утверждение плана работы методического совета.
- Работа учителей-предметников по самообразованию.
- Организация рабочей группы по переходу на ФГОС ООО.
- Знакомство аттестующихся учителей с нормативными документами
|
август.
|
Заседание 2.
|
- Подготовка к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
- Анализ проведения школьных предметных олимпиад. Результаты участия обучающихся в муниципальном (втором) этапе Всероссийской олимпиады школьников.
- Работа с учащимися высокой учебной мотивацией.
- Итоги мониторинга учебного процесса за 1 четверть.
- Мониторинг адаптационного периода 1,5 классов.
- Утвержение графика итоговых контрольных работ по предметам за 1 полугодие.
- Выдвижение кандидатур учителей для участия в конкурсе «Учитель года- 2016»
- Подготовка к педсовету Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования. Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования
|
октябрь
|
Заседание 3.
|
- Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
- Мотивация учащихся, формы организации элективных занятий, их практическая направленности.
- Методическая помощь учителям, участвующим в муниципальном Фестивале педагогических идей.
|
ноябрь
|
Заседание 4.
|
- Промежуточные результаты работы МО по созданию методической копилки.
- Промежуточные результаты работы педагогов по темам самообразования.
- Результаты участия обучающихся в региональном (третьем) этапе Всероссийской олимпиады школьников.
- Планирование и подготовка педсовета «Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе»
|
декабрь
|
Заседание 5
|
-- Анализ методической работы за 1 полугодие (отчёт проблемно-творческих групп и МО классных руководителей). Итоги мониторинга учебного процесса за 1 полугодие.
- Организация работы методических объединений на 2 полугодие.
- Повышение интеллектуального учащихся через развитие их творческих способностей.
- Участие в конкурсах педагогического мастерства, предметных конкурсах, олимпиадах учащихся.
- Утверждение графика итоговых контрольных работ по предметам за 2 полугодие.
|
январь
|
Заседание 6.
|
- Подготовка к проведению ГИА в 9,11-х классах.
- Рассмотрение и согласование контрольно- измерительных материалов
- Итоги мониторинга учебного процесса за 3 четверть.
|
апрель
|
Заседание 6.
|
- Подведение итогов работы по единой методической теме гимназии.
- Итоги работы за 2015-2016 учебный год, цели и задачи на 2016-2017 учебный год.
- Подведение итогов аттестации, курсовой подготовки повышения квалификации педагогических кадров гимназии в 2015-2016 учебном году.
|
май
|
|
|
|
|