Воскресенье, 22.04.2018, 04:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Информация

директор:
Мухортова
Людмила Николаевна

Адрес:
347210, Ростовская область, г. Морозовск, ул. Кирова, 152
Телефон приёмной:
8(86384)62011
E-mail:
texer-schools@yandex.ru
График приёма директора:
СРЕДА с 10:00 до 12:00
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей:
88002000122
Наш филиал
Вишневская ООШ
филиал
МБОУ "Гимназия № 5
г. Морозовска"

Заведующий филиалом:
ВАСЮХНЕВИЧ
Павел Иванович

Адрес:
347226, Ростовская обл., Морозовский р-он, х. Вишневка ул. Центральная, 38
Телефон:
8(86384)34549
E-mail:
vishnevka@yandex.ru
Форма входа
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 255

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Общепедагогические приемы и методы создания учителем благоприятнной психологической среды на уроке, способствующей здоровьесбережению

Общепедагогические приемы и методы создания учителем благоприятнной психологической среды на уроке, способствующей здоровьесбережению

Величко А.Б. учитель физики МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» (ноябрь 2017г)


Активное развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создается на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком:

при благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность, мобильность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «Я»;

при неблагоприятном психологическом климате: агрессивность, незащищенность, леность, зажатость, пессимизм, пассивность.

Благоприятная психологическая атмосфера способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности. Поэтому, создание благоприятного психологического климата в классе является важной составляющей педагогической работы, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность современного общества.

Для создания благоприятного климата должны выполняться три функции:
1. «Открытие» ребенка на общение
2. «Соучастие» ребенка в процессе
3. «Возвышение» ребенка.


Функция «открытие» ребенка на общение призвана создавать школьнику комфортные условия на уроке. Для выполнения этой функции можно применить следующие педагогические операции:
1. Выбор пластической позы.
Поза учителя на уроке может способствовать или препятствовать «открытию» учеников на общение. Допустим, учитель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Ученики в этом случае внутренне «сжимаются», опускают глаза, боятся взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2. Подача информации с позиции «МЫ»

Для этого нужно устранить три барьера: физический, социальный и терминологический.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства. Известно, что размеры личного пространства составляют примерно 60 сантиметров.
Социальный барьер возникает, когда педагог занимает позицию, которую можно выразить словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать».
Терминологический барьер возникает, если учитель чрезмерно использует всевозможные специальные научные термины или слова иностранного происхождения.
Устраняя эти барьеры, появляется возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».
3. Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами: вербально, визуально, тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к ученику по имени. Всем приятно слышать свое имя.

Визуальный – это контакт глаз. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока ученики приветствуют учителя стоя. В этот момент их глаза примерно на одном уровне с глазами учителя, что способствует визуальному общению.

Тактильный контакт осуществляется через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.

Вторая функция «соучастия» ребенка в процессе имеет свои частные педагогические операции:
1. Демонстрация расположенности
Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, учитель тем самым влияет на улучшение самочувствия школьников, и в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. На уроке, это ровный доброжелательный тон учителя, готовность спокойно повторить и третий и пятый раз, и в разных вариациях то, что не понятно. Войти в положение ученика, если он сегодня не готов, дать возможность исправить оценку; открыто, вслух радоваться успехам учеников, особенно успехам тех, кому физика дается с трудом.
2. Проявление интереса.
Эта операция выражается в двух умениях - умении слышать и умении задавать вопросы. Для учителя услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.
3. Оказание помощи.
Важно чтобы эта помощь действительно была оказана, а не подменялась только советами и рекомендациями. Например, я ежедневно с 7-40 до 8-25 провожу консультации для всех желающих; помогаю в решении задач, объясняю непонятные моменты, принимаю зачеты. Если готовим проекты, то обязательно подробно разбираем,
что, как и когда нужно делать, где брать нужную информацию, как оформлять работу.

 

Третья функция «возвышение» ребенка реализуется через следующие педагогические операции:
1. Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы школьник поверил в себя, свои силы, свои способности, учитель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ученика, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника.

Я, например, иногда прошу учеников подготовить приборы для лабораторной работы, помочь оформить информационный стенд в кабинете физики. Могу попросить одного ученика помочь другому решить задачу, сделать вывод, подсказать формулу, объяснить какое-то явление. Во время объяснения нового материала, чтобы активизировать работу детей на уроке часто прошу помочь мне озвучить физический закон, написать или вывести формулу, или подсказать очередное действие, подвести итог, сделать вывод и т.д.
2.Поддержание оптимистического рубежа
Нужно «возвышать» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать трудности.

Я стараюсь отмечать любые, даже маленькие успехи учеников. Очень важно похвалить ученика за его работу в присутствии всего класса.

Условия, определяющие эффективность влияния учителя на психологический климат в классе

 

1. Личностные качества педагога (открытость, любовь к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность).
2. Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая подготовленность).
3. Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее условие психологической атмосферы урока.

Учитель должен понимать, что его отношение к работе, умение разговаривать с детьми, с родителями, другими учителями, умение радоваться успехам детей, умение выражать свои эмоциональные чувства и владеть ими - все это и многое другое оказывает влияние на его взаимоотношения с учениками.

Учитель обязан входить в класс с хорошим бодрым настроем. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на высказывание учеником собственной точки зрения, тактичное исправление допущенных учеником ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, а также небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся создать благоприятный психологический климат на уроке. В течение такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не смог справиться, что-то не выполнил. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Учитель поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.


Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата

Начало урока.
Начало урока может быть разным. Можно просто назвать тему урока и план работы. Можно заинтриговать ребят, например, показать какой-нибудь эффектный опыт и попросить объяснить его. После нескольких неверных попыток объяснения сказать, что правильный ответ они смогут дать сами в конце урока, внимательно прослушав новую тему. Например, в 7 классе перед изучением атмосферного давления показываем 2 опыта: бутылка втягивающая яйцо и перевернутый стакан с водой, закрытой бумагой. Задаем вопрос: почему яйцо само так легко влетело в бутылку, а простой лист бумаги не дает воде вытечь из перевернутого стакана? Обычно после демонстрации этих опытов, да и вообще после любых опытов дети более внимательно слушают объяснение нового материала, пытаясь связать его с увиденным и найти ответы на поставленные вопросы.

Можно вначале урока задать какой- либо интересный жизненный вопрос, но не дать на него сразу ответ. Затем разобрать с учениками новую тему, а в конце вернуться к этому вопросу и предложить детям уже самостоятельно ответить на него. Например, перед изучением электромагнитной индукции взять маленькую низковольтную лампочку и кусок проволоки и спросить, можно ли заставить эту лампочку светиться, не подключая ее к источнику тока? Обычно в начале урока дети отвечают –нельзя, а в конце урока уже объясняют, что нужно сделать, чтобы лампочка засветилась.

Закрепляя тему «Работа и мощность электроэнергии» решаем практические задачи на расчет стоимости потребленной электроэнергии. Чтобы как-то заинтересовать ребят в начале урока говорю, что сегодня на уроке мы будем учиться экономить на электроэнергии.


Привлекательная цель.

Цель урока должна быть простой, понятной и привлекательной. Учителю нужно так организовать урок, чтобы ребенок сознательно стал выполнять действия, направленные на выполнение поставленной цели. Например, при закреплении темы «Перемещение при равноускоренном движении» вспоминаем ПДД и предлагаю убедиться в справедливости того, что нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Для этого нам необходимо определить длину тормозного пути легковых автомобилей и городских автобусов при разной начальной скорости и в разных погодных условиях. Делю класс на 6 групп, в каждой хотя бы по 1 сильному ученику: одна группа считает тормозной путь автобуса в сухую погоду, другая в дождь, третья в гололед. Следующие три группы считают тоже тормозные пути, но для легкового автомобиля. Все расчеты производятся при начальной скорости 40км/ч и 60км/ч (средняя скорость движения по нашему городу). Затем всем классом делаем вывод.

 

Игровая учебная деятельность.

Элементы игровой деятельности на уроке можно использовать и в старших классах, как элемент небольшой разрядки.

Например, игра «Правда или нет?» Девочки задают вопросы мальчикам и наоборот. Правда, что электрическое поле создается только неподвижными зарядами? – нет…. Правда, что силовые линии вихревого поля замкнуты? - да … и т. д.

Другая игра: дети объединяются в четверки, я раздаю им карточки с 3 вопросами и 1задачей. Пятерки получает та команда, которая быстрее всех правильно выполнила задание.

Еще игра «Эстафета»: пересаживаю класс так, чтобы в каждом ряду было одинаковое количество детей, наиболее слабых вперед, сильных назад. На каждый ряд кладу лист с 10 вопросами. Каждый ученик пишет ответ только на 1 вопрос и передает лист дальше. Слабые могут выбирать на какой вопрос им отвечать, а сильным достаются вопросы, те что остались, обычно самые сложные. Ирга на время. Побеждает ряд давший, большее количество правильных ответов

 

Опрос
Лист защиты
Бывают ситуации, когда ученик по какой-то причине не готов к уроку. У одних учеников такие ситуации редкие, а у других это, к сожалению, происходит довольно часто. В этом случае поможет так называемый лист защиты. Перед каждым уроком на столе учителя лежит лист защиты, куда каждый ученик, если он не готов к уроку, без объяснения причин может вписать свою фамилию, и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель держит ситуацию под контролем. Листы эти подшиваются и постоянно анализируются. Я этот метод еще не использовала, но попробую.
Задержанная реакции
При фронтальном опросе (вопрос – ответ) часто наиболее активные дети, сразу выкрикивая правильные ответы, не дают проявить себя другим детям, обладающим медленной реакцией. Чтобы избежать этого, учитель должен приучить детей к некоторой паузе между вопросом и ответом ученика: вопрос- небольшая пауза – ответ. Лично я не разрешаю выкрикивать, для ответа прошу поднять руку, и сама выбираю кому отвечать. Часто предлагаю ответить на один и тот же вопрос нескольким ученикам, и не важно, что они говорят одно и тоже, главное, что говорят они правильно. И они довольны, что дали правильный ответ.

Щадящий опрос.
Например, физический диктант. По пять вопросов по пройденной теме на два варианта. Я зачитываю вопрос, ученики сразу пишут ответ. По окончании все правильные ответы озвучиваются.

Фронтальный опрос. В беглой форме учениками озвучиваются все основные понятия, определения, формулы, термины, необходимые для дальнейшей работы на данном уроке.

 

Оценивание.

Оценивание происходит не только цифрой. Мы оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ученику нужен успех. Поэтому оценку всегда нужно комментировать. Например, «Молодец, отлично справился с задачей!», «Прекрасный ответ!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!», «Ты нас сегодня порадовал!», «Сегодня у тебя получилось гораздо лучше!»

Но в школьной жизни бывает не только успех, но и неудача. В этой ситуации тоже можно найти правильные слова. Например, «Ты меня очень огорчил этой работой.», «Сегодня работа хуже, чем обычно, настройся, пожалуйста, ты можешь лучше», «Увы, сегодня не получилось, надеюсь на следующем уроке ты нас порадуешь хорошим ответом».

Русский язык богат, нужно быть щедрыми на добрые слова, с помощью которых можно выразить свое отношение к работе учеников. Эмоциональная атмосфера урока от этого только выиграет.


Приемы подачи домашнего задания
Любое домашнее задание нуждается в комментариях. Я обычно прошу детей открыть домашний параграф посмотреть задачи, вопросы, на которые нужно ответить дома. Если задаю практическую работу на дом, то обязательно подробно объясняю, как это задание выполнять. Периодически задаю домашние практические работы, например, рассчитать объем и массу воздуха в своей комнате, или рассчитать работу, при подъеме на свой этаж и развиваемую мощность, рассчитать давление, которое оказывает ученик на пол или рассчитать стоимость потребленной за день энергии, изготовить из подручного материала действующий фонтан, перископ, электроскоп и так далее. Иногда прошу составить по определенному параграфу тест из 5 вопросов с вариантами ответов или сканворд по пройденной теме, сделать анализ некоторых физических явлений или характеристик. Например, написать в тетради все плюсы и минусы силы трения или сделать сравнительные характеристики электрического и магнитного полей и т.д. Несколько раз в параллели 7 классов проводила конкурсы коротких сказок на законы физики. Иногда сильным ученикам предлагаю прочесть еще не изученный параграф, чтобы затем на уроке они приняли участие в обсуждении новой темы, а более слабым подготовить небольшое сообщение к данному уроку. В любом классе всегда найдется несколько человек желающих выполнить такое задание.

 

Завершение урока
Очень важно завершить урок точно со звонком, не затягивая его. И заканчивать урок нужно какой ни будь простой и доброй фразой типа: «Урок завершен, успехов вам!». Я обычно говорю: «Урок закончен, всем всего доброго».

 

Помните и никогда не забывайте!!!

Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

Самый приятный звук для человека – это его имя;

Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся;

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin_G5 (20.12.2017)
Просмотров: 51 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Журнал успеваемости
инфо
С 01. 05. 2015 года сообщения граждан о происшествиях и преступлениях, связанных с несовершеннолетними, будут приниматься по телефонной линии
"Ребенок в опасности":
88001000227
Звонки на данный телефонный номер бесплатны



Поиск
Баннеры
Официальный интернет-портал правовой информации
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0