Понедельник, 12.11.2018, 22:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Меню сайта
Информация

директор:
Мухортова
Людмила Николаевна

Адрес:
347210, Ростовская область, г. Морозовск, ул. Кирова, 152
Телефон приёмной:
8(86384)62011
E-mail:
texer-schools@yandex.ru
График приёма директора:
СРЕДА с 10:00 до 12:00
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей:
88002000122
Наш филиал
Вишневская ООШ
филиал
МБОУ "Гимназия № 5
г. Морозовска"

Заведующий филиалом:
ВАСЮХНЕВИЧ
Павел Иванович

Адрес:
347226, Ростовская обл., Морозовский р-он, х. Вишневка ул. Центральная, 38
Телефон:
8(86384)34549
E-mail:
vishnevka@yandex.ru
Форма входа
Часы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 г. Морозовска»

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Подготовил учитель:

Н. И. Касьянова

2017-2018

В последнее время многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.

Создание условий дифференцированного обучения:

1.Разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей;

2.Учебно-педагогическая диагностика;

3.Индивидуальное консультирование.

Выделяют два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя. Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и так далее) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения и организационные формы различаются.

Для меня главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Чаще всего выделяются три группы учащихся.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

Задачи, которые я решаю для достижения поставленной цели:

1. Приспособить учебный процесс к ученику, учитывая индивидуально-типологические особенности личности;

2. Формировать чувства ответственности за работу группы;

3. Формировать способности у учащихся к объективной самооценке;

4. Обеспечивать усвоение учащимися знаний по предмету;

5. Развивать математическое мышление, вычислительную культуру и навыки специальной математической речи.

6. Развивать пространственное воображение, интеллект.

7. Развивать познавательный интерес у детей к предмету.

8. Повышать уровень обученности и обучаемости детей.

Принципы, которым я придерживаюсь в своей работе:

1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельными;

2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;

3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;

4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;

5. учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Элементы дифференциации я стараюсь использовать на разных этапах обучения математике: на этапе изучения нового материала; на этапе закрепления знаний; на этапе проверки знаний.

Урок характеризуется разнообразием способ организации учебной деятельности. Выделяют три формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

При изучении нового материала чаще всего я использую фронтальную форму организации урока. На данном этапе ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, вместе обсуждаем, сравниваем и обобщаем. В такие моменты, я веду работу со всем классом одновременно. Все это способствует установлению доверительных отношений между учащимися, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих одноклассников, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. В силу своих реальных возможностей, ученики могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Учитывая это, я опрашиваю их соответственно их возможностям.

Фронтальная организация обучения иногда сопровождается репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание обязательно расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволяет привлечь всех учащихся к активной работе. Сложность заданий соотносится с реальными возможностями каждого ученика, учитываются индивидуальные возможности школьников.

Индивидуальную форму организации учебной деятельности я использую на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и так далее. При данной форме организации работы каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями. Когда учащиеся выполняют задание, я контролирую ход их работы, помогаю в разрешении возникающих затруднений.

На этапах закрепления материала я использую следующие схемы.

На первом уроке использую схему № 1:

1. общие задания;

2. дополнительные задания более быстрым и сильным ученикам.

На втором уроке закрепления знаний использую схему № 2:
Разветвленные задания

1. более легкий вариант (базовый уровень);

2. средний вариант;

3. более трудный вариант (профильный уровень).

Таким образом, при закреплении материала я использую элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала (более легкий вариант из схемы № 2 или базовый уровень). Этот уровень практически доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения материалом (второй уровень - средний вариант из схемы № 2; третий уровень – более трудный вариант). Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то появляется желание и стремление к их осуществлению, к тому же в такой работе формируется способность к самооценке при выборе индивидуального пути своего развития. Ученик имеет право выбрать сам для себя определенный уровень, это способствует психологическому комфорту ученика в классе, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.

Для проверки знаний учащихся провожу самостоятельные и контрольные работы. При выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе определенный уровень. Первый соответствует обязательным программным требованиям; второй - среднему уровню сложности; задания третьего уровня предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Это позволяет осуществлять дифференцированный контроль.

Для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в том, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения, то есть имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более сложных задач. Если контрольная работа написана на «2», то учащийся обязан сделать работу над ошибками сам или с помощью учителя. Если ученик хочет исправить оценку «3» на «4» или «5», то ему необходимо сделать работу над ошибками (можно дома), а потом после уроков написать другой вариант. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, формировать у себя потребности в самообразовании.

Практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Наиболее распространены следующие:

1. отсутствует твердо установленный режим, умение организовывать свое рабочее время при выполнении домашних заданий;

2. при работе с учебником учащиеся сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не расчленяя его на отдельные части и не осуществляя самоконтроля за усвоением знаний;

3. выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.

Одной из эффективных и интересных форм устранения указанных недостатков является индивидуальное домашнее задание. Детям предоставляются задания на выбор, распределенные по уровню сложности. Задания третьего типа чаще всего носят исследовательский характер. Задания первого типа соответствуют обязательным программным требованиям (базовый уровень). Задания второго уровня включают в себя часть заданий первого уровня и несколько заданий повышенного уровня.

Использование на уроках элементов дифференцированного обучения, приносит свои результаты:

  • Положительное отношение к предмету;
  • Повышение уровня познавательного интереса учащихся;
  • Повышение интеллектуального уровня учащихся;
  • Улучшение способностей у детей к классификации и анализу;
  • Развитие творческой активности и самостоятельности.

Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin_G5 (20.12.2017)
Просмотров: 132 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Журнал успеваемости
инфо
С 01. 05. 2015 года сообщения граждан о происшествиях и преступлениях, связанных с несовершеннолетними, будут приниматься по телефонной линии
"Ребенок в опасности":
88001000227
Звонки на данный телефонный номер бесплатны



Поиск
Баннеры
Госуслуги Официальный интернет-портал правовой информации
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0