Заздравных Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска»
Г. Морозовск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВТСВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА». 3 КЛАСС
ПРОГРАММА
духовно-нравственное направление
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа кружка составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС нового поколения), общественного заказа (опрос детей и родителей). Она ориентирована на учащихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов и параллелей.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа. (3 класс)
Цель: создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного города (села), школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
- знакомить учащихся с жизнью и деятельностью известных людей своего города (посёлка, села): подвиг во имя Родины может совершить и сегодня каждый человек;
- формировать бережное отношение к истории и природе родного края, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему городу; чувство ответственности за свою «малую» Родину.
Ожидаемые результаты
В результате участия в данной программе школьники:
- приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
- научатся самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе;
- приобретут опыт природо-сберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт благотворительной деятельности; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
У учащихся будут формироваться ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.
Подходы к реализации программы
Системный подход - интеграция урочной и внеурочной деятельности (при возможности – продолжается и в программе «каникулы»);
- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д.
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;
- организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей.
Аксиологический подход - задача формирования ценностных отношений к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
- Документы ФГОС нового поколения.
- Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
- Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
Тематическое планирование
п/п
|
Темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Моя малая родина
|
15
|
3
|
12
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
2
|
Моя «малая» Родина.
|
1
|
1
|
|
3
|
История города.
|
4
|
1
|
3
|
4
|
Любить свой город – значит быть ему полезным.
|
3
|
|
3
|
5
|
Особенности быта родного края.
|
2
|
|
2
|
6
|
Исторические памятники родного края.
|
2
|
|
2
|
7
|
Подведение итогов
|
2
|
|
2
|
Природа родного края
|
10
|
2
|
8
|
1
|
Природа родного края
|
2
|
|
2
|
2
|
Мой любимый уголок родного края.
|
2
|
|
2
|
3
|
Проблемы моего города
|
4
|
1
|
3
|
4
|
Подведение итогов
|
2
|
|
2
|
Ради жизни на Земле
|
9
|
1
|
8
|
1
|
Мой город во время Великой Отечественной войны
|
2
|
1
|
1
|
2
|
След войны в биографии моей семьи
|
2
|
2
|
|
3
|
Изготовление подарков для ветеранов
|
2
|
|
2
|
4
|
Встреча с ветеранами
|
1
|
|
1
|
5
|
Оформление портфолио
|
2
|
|
2
|
|
Всего
|
34
|
6
|
28
|
Содержание программы
Модуль 1. Моя малая Родина (15 часов: 3часа – теоретические занятия, 12 часов – практические)
Вводное занятие (1 час). Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом»: понятие «патриот», «патриотизм».
«Моя малая Родина» (1 час практическое занятие). Игра-путешествие: путешествие по разработанному маршруту по родному городу (поселку).
История моего города (4 часа: 1час–теория, 3 часа – практическое занятие). Сбор материала об истории города и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. Оформление стенда.
Любить свой город – значит быть ему полезным (3 часа - практическое занятие). Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.
Особенности быта родного края (2 часа – практическое занятие). Экскурсия в краеведческий музей по заранее подготовленным вопросам. Экскурсия в школьный музей. Исторические памятники родного края (3 часа – практическое занятие). Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 2. Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие)
Природа родного края (2 часа - практическое занятие). Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Мой любимый уголок родного края (2 часа – практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.
Проблемы моего города.(4 часа: 1 час – теория, 3 часа – практическое занятие). Разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.
Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Модуль 3. Ради жизни на Земле (9 часов: 1 час – теория, 8 часов – практическое занятие).
Ради жизни на Земле (7 часов). Беседа – знакомство с событиями Великой Отечественной войны, происходящими на территории города. Сочинения на тему: «След войны в биографии моей семьи». Изготовление подарков ветеранам войны. Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.
Список литературы
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
- Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
|